Японские столярные рубанки очень продуктивны и многообразны, но в этой статье мы поговорим о хира канне. «Хира» — слово, которое имеет много значений, в данном случае оно означает «плоскость», т.е. рубанок с плоской подошвой.
История хира канны началась приблизительно в ХVII веке. Прародителем считается китайский рубанок цукки канна, который попал в Японию через Карею. В период Эдо (середина ХIX века), после того, как Токугава объединил Японию и прекратил войны, сословие самураев было ликвидировано, а кузнецы прекратили ковать мечи, произошел рассвет японского рубанка и появились наварные железки. Кузнецы устремили свой взор в сторону инструмента и соревновались в своем ремесле, делая рубанки превосходного качества.
Особенности японского рубанка. Цукки канна отличался наличием поперечной рукоятки и предполагал работу «от себя».
Так как в традиции японских мастеров не было верстаков, а работали они сидя на полу, прижимая заготовку ногами, то в скором времени у рубанка исчезла рукоятка и инструмент стал работать «на себя».
Еще одна особенность японского рубанка — клиновидная железка, которая держится в колодке «дай» независимо от шпонки. Основной частью рубанка является железка, а колодка не более чем расходный материал. Часто железка украшается узорами — это отдельное произведение искусства, изящное, тонко выполненное. Тело же в японском рубанке наоборот — максимально простое.
Подошва не плоская, как у европейских рубанков, а касается материала только тремя точками — спереди, сзади и непосредственно перед лезвием — для чистового рубанка, и двумя — спереди и перед лезвием — для чернового. При правильной настройке качество обработки получается очень высоким, а энергозатраты при этом минимальны. У канны нож двухслойный (наварная железка) легированный твердый рабочий слой и толстый вязкий слой для гашения вибраций и ударов. Работа »на себя» требует меньше усилий и обеспечивает лучшую устойчивость рубанка на дереве. Железка имеет ложбинку — «ура», что облегчает заточку. Железку можно снять, слегка ударив молотком по тыльной стороне под углом 45º.
Тело рубанка подвержено влиянию влажности и колебаний температуры, поэтому рекомендуется перед началом работ на несколько дней поместить рубанок в мастерскую, где он будет использоваться, чтобы он успел акклиматизироваться. Для правки подошвы хира канны используется специальный циклевочный рубанок «дайнаоши» канна с вертикальным лезвием.
Для более глубокого погружения в тему японского столярного инструмента советуем посетить каналы Виктора Мещерякова и Антона Гуреева.